Стив Макма́наман (англ. Steve McManaman; род. 11 февраля 1972, Ливерпуль, Англия) — английский футболист, в прошлом игрок «Ливерпуля», «Реала», «Манчестер Сити» и сборной Англии. Выступал на позиции полузащитника. В смысле детских симпатий Стив Макманаман ничем не отличался от остальных знаменитостей Ливерпуля последних лет - Яна Раша, Робби Фаулера и Майкла Оуэна - будучи ребенком, он поддерживал Эвертон. И любил об этом распространяться… Тем не менее, сейчас уже можно сказать, что практически лучшие годы своей футбольной карьеры, с 19 до 27 лет, Макка отдал Ливерпулю, клубу, в котором он стал звездой. По крайней мере, по британским понятиям.
Макманаман дебютировал за "красных" в декабре 1990 года, когда Ливерпуль был еще действующим чемпионом Англии. Во встрече с Шеффилд Юнайтед на "Энфилде" полузащитник впервые сыграл за первую команду, заменив Питера Бердсли. В сезоне 1990/91 будущая знаменитость еще пару раз выходила на поле, правда, не в стартовом составе.
Начало звездной карьеры Макки на "Энфилде" было положено в сезоне 1991/92. Тем временем Ливерпуль уже успел покинуть Кенни Далглиш, а команду возглавил Грэм Саунесс. В том сезоне Макманаман, заменяя травмированного Джона Барнса, органично прописался в основном составе, откуда практически до окончания своего пребывания в Ливерпуле и не вылетал. Свой первый гол Стив забил в ворота Манчестер Сити на "Майн Роуд". К окончанию сезона имел в своем активе около полусотни матчей за основу и 11 голов. Был признан лучшим игроком встречи в финале Кубка Англии, победу в котором праздновал Ливерпуль. Специалисты в одни голос заявляли, что мерсисайдский клуб воспитал полузащитника необыкновенного таланта.
Считается, что пару следующих сезонов Макка отыграл несколько слабее, хотя это связано именно с высокой оценкой его способностей. Впрочем, при Саунессе он был одним из тех немногих игроков, кого тренер никогда не оставлял в запасе.
В январе 1994 года руководство Ливерпуля распрощалось с Грэмом Саунессом, и главным тренером команды стал Рой Эванс, под чутким руководством которого талант Макки окончательно расцвел и засиял всеми своими красками, олицетворяя творческий потенциал мерсисайдского клуба. В ноябре того же 1994-го полузащитник Ливерпуля дебютировал в сборной Англии. В конце сезона 1994/95 он забил два гола в финале кубка Английской Лиги. Это был последний трофей Стива Макманамана с Ливерпулем.
Наставник сборной Англии Терри Венейблс отводил Макманаману заметную роль в своей команде, поэтому ливерпульский футболист весьма удачно отыграл практически без замен все матчи на чемпионате Европы 1996 года, разумеется, до финала, куда англичане не попали.
Макка блестяще провел за свой клуб первую половину сезона 1996/97, однако, потом в его игре наметился некоторый спад, приведший к потере результативности. Ситуация имела продолжение в следующем сезоне. В августе 1997 года случилось довольно странное на тот момент событие, получившее название "история с Барселоной", причем смысл происходящего тогда стал понятен только год спустя. Неожиданно прошел слух, что Макманаман переходит в Барселону. И действительно игрок слетал в столицу Каталонии. Вернулся он оттуда через пару дней: и Барса, и официальный Ливерпуль отказывались признать себя инициаторами трансфера. Дома Макку ожидал весьма "теплый" прием - взбешенный вероломством игрока суппортеры и всегда готовая поплясать на чьих-нибудь косточках пресса. Чего там только ему не инкриминировали… Предательство, жадность, а пресса упирала, в основном, на потерю результативности. Макманаман потратил немало слов и времени, клянясь в верности Ливерпулю, но это не имело серьезного успеха. Одновременно и Гленн Ходдл, сменивший на посту тренера сборной Венейблса, отказал футболисту в доверии, впрочем, злые языки утверждали, что дело было не в игровых принципах, а, скорее, личных: воспитанный в католической семье Макманаман не сошелся с ходдловской "колдуньей".
Впрочем, эта история имела хороший конец. В кубке УЕФА Макка забил шикарный гол Селтику, пресса сменила тон с критического на восторженный, сравнив автора мяча с Марадоной, а фанаты быстро забыли про Барсу. Так неудачно начатый сезон стал, пожалуй, одним из самых успешных в карьере Макманамана. Несмотря на 12 голов, забитых Стивом за Ливерпуль в 1997/98, в схемы Ходдла он так и не вписался, а потому на чемпионате мира 1998 года во Франции был лишь статистом.
Сезон 1998/99 Макка начал для себя средненько, а потом получил травму и до конца 1998-го не играл. К тому времени уже было ясно, что летом футболист покинет клуб, хотя Макка постепенно готовил болельщиков к своему уходу из Ливерпуля. В декабре все стало на свои места: Макманаман объявил о намерении перебраться за границу, в качестве основного довода выдвинув желание хотя бы на закате карьеры поиграть в Лиге чемпионов. В январе он подписал предварительный контракт с мадридским Реалом, в чью собственность должен был перейти с июня 1999-го. Серьезной вспышки ярости со стороны фанатов не произошло, хотя их и возмущал тот факт, что игрок переходит из Ливерпуля в Мадрид бесплатно со свободным трансфером. Однако здравомыслящие люди ожидали чего-то подобного еще со времени "истории с Барселоной", поэтому ненависть быстро сменилась апатией, вообще свойственной второй половине сезона 1998/99.
Свой прощальный матч за Ливерпуль Макка провел 16 мая 1999 года на "Энфилде" против Уимблдона, в котором отдал свой последний гениальный пас, будучи футболистом мерсисайдского клуба.
Собственно, всем, кто наблюдал за Ливерпулем в 90-е, не надо рассказывать, какую роль играл в команде Макманаман и что он умел делать на поле. Спустя долгий период после его ухода о способных полузащитниках будут говорить "новый Макка", несмотря на то, что в ближайшее время обильный на таланты Мерсисайд вряд ли найдет замену.
Он вписал свое имя в клубную историю, хотя расцвет его таланта пришелся на совершенно бесславные для Ливерпуля 90-е. Память одних болельщиков зафиксирует Макку как блестящего плэймейкера, порой творящего на поле чудеса, другие будут помнить о McMoneyman, охотнике за испанским золотом. И те, и другие будут правы.
Уходя, он сказал, что, возможно, вернется. На этом можно и поставить точку, хотя, кто-то, вероятно, предпочтет многоточие…
Перешел в Реал (Мадрид) (1999).