4 марта 1951 года в предместье Глазго Далмарноке появился на свет Кеннет Матисон Далглиш — блистательный шотландский нападающий и полузащитник, прославившейся игрой за "Селтик" и "Ливерпуль". С детства Кенни Далглиш мечтал играть за "Рейнджерс". В 15 лет он стал игроком сборной школьников Шотландии, отлично провёл матч против сверстников из Англии и удостоился похвалы британской прессы. Не оставалось ни малейшего сомнения в том, что из мальчика вырастет отличный профессиональный футболист. Вопрос только, в какой команде? "Рейнджерс" упорно не обращал на него внимания, "Вест Хэму" молодой человек тоже не приглянулся, так что сыну инженера-протестанта пришлось подписывать контракт с католическим "Селтиком". Случилось это в июле 1967 года. Легендарный менеджер "кельтов" Джок Стейн отправил для заключения юношеского соглашения с Кенни своего помощника Шона Фаллона. Тот, захватив для последующего банкета в честь очередной годовщины свадьбы жену и троих детишек, подкатил на автомобиле к дому Далглишев и, бросив супруге "Вернусь через пять минут", скрылся за дверью. Появился он только через три часа — со свежеподписанным контрактом футболиста. И трудно сказать, кто в этой ситуации был более счастлив — Кенни Далглиш или Шон Фаллон.
В сезоне-1972/73 22-летний Кенни был уже ведущим снайпером команды. Он с пугающей соперников периодичностью, настолько ловко контролируя мяч, что его невозможного было у него отнять, выходил на ударную позицию и забивал. В сборной Шотландии Кенни дебютировал в ноябре 1971 года и выступал за неё в течение 15 лет! В 1974 году он принял участие в чемпионате мира, но сыграл там бледно, а национальная команда Шотландии не прошла в "плей-офф", хотя и не потерпела ни одного поражения на групповом этапе. 4 июня 1977 года Далглиш забил победный для Шотландии гол в легендарном матче на "Уэмбли", обеспечив своей команде успех со счётом 2:1. Сразу после финального свистка фаны "клетчатой материи" выбежали на поле и от переизбытка обуявших их чувств сломали ворота.
И вот, наконец, в 1977 г. Далглиш принимает приглашение «Ливерпуля», который в это время искал себе нового талантливого, нападающего. Если вы спросите у болельщика "Ливерпуля", кого он считает лучшим игроком клуба всех времен, с наибольшей вероятностью получите ответ: Кенни Далглиш. До него там был другой идол, от которого все сходили с ума, — Кевин Киган. И Далглиш приобретался "красными" в 1977 году именно как замена Кигану. Изначально неблагодарная задача — заменять ушедшего кумира. Но Далглишу удалось не просто погасить фанатский скепсис, не просто заменить Кигана — он затмил его. И по популярности, и по трофеям, с его помощью заработанным. Количество турниров, в которых
Далглиш побеждал как игрок и как тренер — с "Ливерпулем" и до этого с "Селтиком" — не может не поражать. Судите сами: только одних чемпионских титулов на его счету 13. А при желании можно насчитать и 15 (речь о двух первых сезонах Далглиша в большом футболе, когда он лишь в единичных случаях выходил на поле). Из 13 же полновесных 10 он выиграл как футболист, 2 — как играющий тренер "Ливерпуля" (1988,1990) и один — как наставник "Блэкберна" (1995).
А ведь было еще море всего остального — три Кубка чемпионов, четыре Кубка Шотландии, три Кубка Англии, редкая серия из четырех подряд побед в Кубке Английской лиги и так далее. Далглиш, кстати, единственный футболист в истории, ставший полным, так сказать, кавалером и в Англии, и в Шотландии. То есть и там, и там он побеждал во всех трех главных национальных соревнованиях — чемпионате, Кубке и Кубке Лиги. При таком беспрецедентном наборе трофеев невольно возникает недоумение — почему Далглиш не встал в истории в один ряд с самыми яркими светилами, а расположился несколько поодаль. Международная слава его действительно очень сильно отстает от той, что он приобрел у себя в Британии. Виной тому крайне неудачное выступление шотландской сборной на чемпионатах мира. И в 1974-м, и в 1978-м, и в 1982-м, когда Далглиш был в ее составе, она не проходила дальше первого этапа, и иногда не без позора. Негативная серия продолжилась и на Мундиале 1986 года, куда Алекс Фергюсон, тогдашний наставник шотландцев, тоже хотел взять 35-летнего Кенни. Но помешала травма. Частичной компенсацией Далглишу стали сразу два рекорда, которыми он до сих пор владеет: он провел за сборную Шотландии больше всех матчей (102) и забил больше всех мячей (30). Правда, второй рекорд Кенни делит с Денисом Лоу.
Вторая причина, почему Кенни не получил за пределами туманного Альбиона того признания, которое заслуживал, заключалась в долгой вынужденной изоляции "Ливерпуля", вызванной известными событиями 1985 года. А ведь именно в конце 80-х годов, по принятому у англичан мнению, "красные" под руководством играющего тренера Далглиша показывали наиболее мощный футбол за всю историю клуба. Остается только сожалеть, что Европа его не видела. Далглиш сочетал в себе талант и бомбардира, и распасовщика. Но главная, фирменная его черта, ставшая притчей во языцех, — это его феноменальное умение укрывать мяч корпусом. Выцарапать баллон из-под его ног было просто невозможно. Дэвид О'Лири, которому много раз приходилось играть против него, характеризовал его манеру в следующих словах: "Кенни так нагибался над мячом, так раскорячивал ноги и выдвигал локти, что с какой стороны к нему ни подойди, всегда натыкаешься на его спину". За счет этой особенности Далглиш мог сколько угодно долго держать мяч, дожидаясь наиболее удобного момента для паса, и тогда он выкатывал его партнеру так, что оставалось лишь подставить ногу.
Дубль - с первой попытки
Летом 1977 года "Ливерпуль" искал преемника Кевину Кигану, который только что сыграл главную роль в победном финале (3:1) Кубка чемпионов с гладбахской "Боруссией", но был продан в "Гамбург". Наиболее подходящей кандидатурой оказался Далглиш. Как говорилось выше, в свое время "красные" имели шанс получить его даром, но проморгали. Шенкли, великий Билл Шенкли, превосходный селекционер, в случае с Далглишем допустил редкую для себя промашку, исправлять которую пришлось его преемнику Бобу Пейсли. Но стоило это уже 440 тысяч фунтов, что было на тот момент рекордной для британского футбола суммой. По этому поводу пресса не преминула напомнить, что всего шестью годами ранее, когда скромный "Скэнторп" попросил у "Ливерпуля" за Кигана 35 тысяч, Шенкли воскликнул: "Да это же грабеж средь бела дня!" Далглиш моментально урезонил тех, кто лил крокодиловы слезы по "Могучему мышонку" Кигану. Всего семь минут ему потребовалось, чтобы открыть счет голам за "Ливерпуль" в выездном матче первого тура с "Мидлсбро". В первом домашнем он снова забил — "Ньюкаслу". Потом "Ливерпуль" играл матчи Суперкубка Европы против "Гамбурга". И тут получилось — 6:0 на "Энфилде"! В пользу "Ливерпуля", естественно. Сравнение "кто более матери-истории ценен", Далглиш или Киган, выдалось красноречивее некуда. Первый сезон Кенни в "Ливерпуле" увенчался его победным голом в ворота "Брюгге" в финале Кубка чемпионов (1:0). Это, а также 30 забитых им мячей, окончательно подвело черту под дискуссией, кто же из двух суперзвезд лучше. Пейсли перепоручил пост тренера "Ливерпуля" Джо Фегану, но тот пробыл на нем недолго, подав в отставку сразу после трагичного финала Кубка чемпионов 1985 года на "Эйзеле". Кому быть следующим наставником? Руководство клуба идет на необычный шаг: оно отдает бразды правления Далглишу, действующему игроку. Это был первый подобный эксперимент в истории клуба, которая дотоле не знала ни одного играющего тренера. Более того, нарушался принцип преемственности, которому в "Ливерпуле" очень долго следовали: новым тренером становился ассистент предыдущего. "Ливерпуль" пошел на слом традиции, и снова возникли сомнения, справится ли Далглиш с такой серьезной ношей. Ответ им был дан не менее яркий, чем тогда, в 1977-м. "Красные" выиграли чемпионат, причем "золотой" гол в ворота "Челси" забил не кто иной, как сам тренер. А вслед за этим взяли верх над земляками из "Эвертона" в кубковом финале — 3:2. Сделать дубль не удавалось ни Шенкли, ни Пейсли, ни Фегану. Далглишу же онпокорился с первой попытки! Немудрено, что при определении лучшего тренера года иной кандидатуры просто не было. Из него получился действительно мудрый и расчетливый тренер. На деньги, вырученные от продажи Раша в "Ювентус", он купил Джона Барнса в "Уотфорде" и Питера Бирдсли в "Ньюкасле". Вкупе с ранее приобретенным им Джоном Олдриджем получилось убийственное сочетание. "Ливерпуль" повторил рекорд "Лидса" — 29 матчей подряд без поражений и за явным преимуществом выиграл чемпионат-87/88.
Три трагедии
Его нередко называли любимчиком фортуны. Но в одном его точно нельзя занести в счастливчики: Далглишу было суждено стать очевидцем всех трех самых крупных трагедий в истории британского футбола. В 1971 году 66 человек погибли во время давки болельщиков на глазговианском дерби. Кенни в тот день не играл, сидел на скамейке и оттуда наблюдал весь этот кошмар. Потом был "Эйзель". А потом, в 1989-м, "Хиллсборо" с 96 жертвами. Поведение Далглиша в дни, последующие за этой трагедией, трудно было оценить словами. Он словно готов был один взять на себя все то горе, которое испытали семьи погибших и покалеченных. Он вместе с женой побывал на стольких похоронах, на скольких это было возможно физически. Он не выходил из больниц, где лечились пострадавшие, он часами и днем, и ночью разговаривал по телефону с родственниками жертв, не отказывая ни в едином звонке. Так никогда себя не вел в подобных ситуациях ни один человек футбола, и уже одного этого Далглишу хватило бы, чтобы к нему относились с огромной признательностью. 21 февраля 1991 года, на следующий день после феерического кубкового дерби с "Эвертоном" (4:4), он неожиданно заявил об отставке. "Я чувствую, что моя голова вот-вот разорвется на части", — сказал он на специальной пресс-конференции. Позже Далглиш признавался, что несколько месяцев ему хватило на то, чтобы "перезарядить батарейки", и что он готов был вернуться уже летом того же 1991 года. Но пост тренера уже занял его старый товарищ Грэм Сунесс, и вставать у него поперек дороги он счел бестактным. Может быть, зря Кенни щепетильничал: как оказалось, Сунесс успешно развалил все, что он строил. Сейчас пошла мода на изымание из обихода номеров, под которыми играли легендарные футболисты. Если так, то "Ливерпулю" давно пора отправить в музей "семерку" — номер Кигана и Далглиша. Кстати, когда летом Яри Литманен переходил в "Ливерпуль", он попросил для себя седьмой номер, под которым выступал его кумир Далглиш. Узнав, что он занят, финн сказал: "Ну ладно, тогда дайте мне что-нибудь, содержащее цифру 7". Ему вручили 37-й.
Скромный, начисто лишенный «звездной болезни» шотландец был настоящим героем Ливерпуля и навсегда останется в истории «красных» сияющим примером человеческого благородства!!!