Блоги » 2013»Октябрь»19 » Иан Раш – величайший бомбардир в истории «Ливерпуля»
18:23:46
Иан Раш – величайший бомбардир в истории «Ливерпуля»
Представляем Вам интервью с единственным, и во многом, неповторимым Ианом Рашем, величайшим бомбардиром «Ливерпуля». Это скромнейший человек, который заслуживает статус легенды «Ливерпуля», возможно, больше, чем кто либо другой.
Когда «Ливерпуль» впервые стал проявлять интерес к Вам в «Честере»?
Аллан Оукс тренер «Честера» сказал мне, что «Ливерпуль» хочет подписать меня. Это было в феврале или марте 1980 года. Я отказался ехать в «Ливерпуль», потому что не чувствовал, что достаточно хорош для того, чтобы играть за такой клуб. Это же был величайший клуб, и я посчитал, что мне рановато думать о таком шаге. Но в апреле снова поступил запрос.
Пейсли пригласил меня на «Энфилд» и «Meлвуд», и я приехал туда, после чего ещё раз убедился, что это за историческое место. Стало понятно, что я попросту не смогу отказаться от такого шанса. Таким образом, до конца апреля я подписал контракт с «Ливерпулем».
Но Вы по-прежнему опасались перехода в «Ливерпуль»?
Да, но я чувствовал, что если дела не пойдут должным образом, я всегда смогу вернуться в «Честер». Я просто подумал: "Ну а почему бы не попробовать? Авось что-то из этого, да и получится?. Через 3-4 месяца я понял, что в принципе, достаточно готов, чтобы играть за них. Даже учитывая то, что там было достаточно классных игроков, я выглядел не хуже других. Я был в числе резервистов, но надо сказать, что и в резерве был ряд игроков, которые вполне готовы были выступать за «основу». Признаться, я знал, что числюсь среди таких игроков и вот-вот могу получить шанс прорваться в первую команду.
Боб Пейсли говорил, что Вы были близки к тому, чтобы покинуть «Ливерпуль»?
Да, это правда. Я определил для себя срок в два года, чтобы попасть в основной состав «Ливерпуля». Я даже сыграл в последних семи матчах моего первого сезона за основную команду, поскольку Стив Хэйвей и Дэвид Джонсон получили травмы. Я думаю, что показал себя неплохо, но единственной проблемой было то, что мне не удалось забить. В следующем сезоне я вернулся в резерв. Хэйвей и Джонсон вернулись в строй. Я пошел к Бобу Пейсли и сказал, что хочу уйти, потому что чувствую, что заслуживаю место в «основе».
А Боб Пейсли ответил: "Иди, если хочешь, но помни: ты не в команде только потому, что недостаточно эгоистичен. Если бы ты забивал, то попадал бы в «основу». Независимо от того, насколько хорошо ты играешь, ты не показал, что умеешь забивать голы. А теперь можешь идти.
Когда я выходил от Боба, то сказал: "Хорошо, я покажу Вам, что могу забивать голы. Я забил 7-8 голов за резерв и тут, к счастью для меня Дэвид Джонсон снова получил травму. Боб Пейсли решил дать мне шанс. Я вышел на замену против «Оулу» и забил свой первый гол, затем забил два против «Эксетер Сити» в Кубке и ещё два против «Лидс Юнайтед».
Как вы говорите, остальное уже история… Но позже выяснилось, что когда я говорил с Бобом Пейсли, он вообще не имел намерения, выставлять меня на трансфер. Это типично для Боба Пейсли, уж он-то знал, как повлиять на игрока, чтобы заставить его проявить себя. Боб Пейсли был асом своего дела. Если игроки хотели разобраться в своих проблемах, то Боб Пейсли мог целый час продержать их в своем кабинете, и они выходили оттуда счастливыми.
Вы спросите их:
- "А что там происходило?"
- «Я не знаю…».
Но они выходили действительно счастливыми, по сути, не получив конкретного ответа.
Вот таким был Боб Пейсли.
Хотите сказать, Боб Пейсли был жестким руководителем?
Я бы не сказал , что «жестким», но он, казалось бы, знал больше, чем любой из тех, кого я знал. Даже на тренировках он, вроде, и не смотрит на поле, а в следующий момент слышишь:
«Как насчет того элемента, который ты «просачковал?. Мы будем работать, или будем расслабляться?»
Он знал все о тренировочном процессе и о сопернике. Есть много тренеров, которые говорят вам «делай то, и делай это», но игроки не понимают, чего тренер на самом деле хочет. А Боб знал, как найти общий язык с командой.
А что вы думаете о периоде Роя Эванса?
Рою Эвансу немного не повезло. Он мог бы остаться тренером, но хотел сделать, как лучше для клуба «Ливерпуль». Времена изменились, и, очевидно, методы Роя не сработали. У Эванса был шанс. Ну, я бы не сказал, что его работа была абсолютно провальной, потому что клуб регулярно выступал в евротурнирах под руководством Роя Эванса. Можно говорить о том, что он был хорошим тренером для игроков, но, в тоже время, следует признать, что он был слишком добрым. Когда ты тренер, то ты должен уметь быть жестким. Если вы спросите сейчас самого Роя Эванса, то он и сам скажет, что он был недостаточно жестким и требовательным, каким следовало быть. Он понял это, но слишком поздно… А вот его знание игры, и его футбольные идеи были очень хорошими.
Почему же не нашлось клубов, которые бы заинтересовались в его услугах?
Может быть, люди тоже понимают, что он слишком мягок. Я думаю, он вполне мог бы стать неплохим помощником тренера, но наверное людей пугает то, что он был менеджером в большом клубе, и не согласится на вторые роли. Но Рой Эванс не такой человек. Он готов помогать всем, чем умеет.
Считаете ли Вы, что вашим лучшим сезоном в «Ливерпуле» был сезон 1983-84?
По количеству забитых голов - да, Но в целом, я с наибольшим удовольствием вспоминаю 1985-86, когда мы завоевали дубль. По личным показателям, хорош был и сезон 1983-84 годов, когда я забил 47 голов, но в командном итоге – это тот, где мы завоевали дубль.
Тогда состоялся первый мерсисайдский финал Кубка против «Эвертона. , Проигрывая 1-0 после первого тайма, мы победили 3-1 и я забил два гола. Мы завоевали «дубль», выиграв у команды «Эвертон» которая тогда была второй лучшей командой в Европе..
"Эвертон", наверное, был Вашим любимым соперником?
О…Вне всякого сомнения!!! Когда я играл против них, то уже знал, что забью гол (громко и неудержимо смеется). Я бы и сейчас, ради того, чтобы сыграть против «Эвертона», согласился бы вернуться с пенсии.
Многие болельщики утверждают, что финал Кубка Англии 1986 года, является их любимой игрой команды. Когда вы попали в камеру в углу поля ...
Игра была превосходна. Мы играли как супер-команда. Стива Мак-Махона заменили, и на поле не осталось ни одного английского игрока, игравшего за «Ливерпуль». Шотландцы, ирландцы, австралийцы, датчане – и ни одного англичанина…
Когда Вы решили покинуть «Ливерпуль», Вас не терзали сентиментальные чувства во время прощального сезона?
Нет, потому что я думаю, что болельщики уважали меня. Я играл и старался в каждом матче. Я забил 32 гола в том сезоне, как всегда выкладывался на поле, ради «Ливерпуля». Я мог бы поберечь себя, чтобы избежать лишней травмы, но такое никогда не приходило мне в голову, потому что «Ливерпуль» много сделал для меня. У «Ливерпуля» был целый год, чтобы найти мне замену. Это очень важно - когда ты уходишь, сохранить добрые отношения со своим бывшим клубом, И я поступил именно так.
Вы были близки к переходу в «Наполи» в течение трех лет, прежде чем перешли в «Ювентус», после сезона 1983-84?
Да, именно так. Председателем в то время был Джон Смит, и он не позволил мне поговорить с ними. Они предложили «Ливерпулю» достаточно большие деньги, и я хотел поговорить с ними. Они попросили разрешения, но Джон Смит сказал «нет». Я думаю, что если бы получил возможность поговорить с «Наполи», то наверное, в конце-концов, оказался бы там
Поддерживаете ли Вы связи со своими старыми товарищами по команде « Ювентус»?
Я поддерживаю связь с Паскуале Бруно и Taккони длительное время. Я только что вернулся из Венеции. Был там с семьей, и говорил с Бруно. Наверное, с ним и с Таккони, я в основном, и пребываю в контакте. Ну и с Брио немножко.
Я помню Вы были на трибунах «Энфилда» в сезоне 1987-88, наблюдая за матчем между «КПР» и «Ливерпулем», двумя командами из числа топ-клубов, и только покачивали головой.
Ещё бы… Джон Барнс имел столько шансов, и лупил мимо ворот. Питер Бердсли - тоже. Я бы из таких позиций забивал и забивал. Когда я был в «Ювентусе», то часто приходилось играть что-то типа оборонительного форварда. Такой футбол мне… ну не нравился… А вот вернулся в Ливерпуль и вижу, как много моментов создаётся.. Вот тут мне - самое оно!
И Платини, как раз ушёл…
Да… Если бы он остался, мне было бы намного легче. Когда я познакомился с ним, он сказал мне: «Ты, парень, пришёл в «Ювентус» не в то время. Ты должен был быть здесь 2-3 года назад, когда у нас была лучшая команда. «Ювентус» теперь не скоро снова станет успешным, поскольку он переживает переходный период». Да Платини потому и ушёл, что болельщики начали бурчать на него, после того как он столько хорошего сделал для «Ювентуса».
Он, между прочим, так и сказал: "Ну ладно, я уйду… Но поймите - вам же будет хуже. И я подумал про себя: "Если он так говорит, то и на самом деле, это будет трудный сезон».
Когда я вернулся в «Ливерпуль», я был уже намного более многогранным футболистом. Я думаю, что я серьёзно вырос в Италии. Я узнал много нового о континентальном, небританском способе игры.
А вот многие из болельщиков считают, что они видели лучшего Иана Раша перед отъездом в Италию
... С точки зрения забивания голов, спора нет. Перед отъездом в «Ювентус» я забивал больше. Но… Я стал намного лучшим, более универсальным игроком, потому что научился работать более нестандартно. Я вылез из штрафной площадки, стал действовать шире. Вот только из-за болезни, я никак не мог набрать нужную форму, в первые 6-7 месяцев после возвращения в «Ливерпуль». Только к концу сезона, когда остальные начали уставать, я смог достигнуть того же уровня физической подготовки, что и они.
Я много тренировался дополнительно. Это истощало меня ещё больше, и дошло до того, что когда я выходил на поле , то чувствовал, что вообще не могу двигаться.
Улье часто упоминал Вас, когда говорил о том, как нападающий должен уметь принимать участие в обороне ....
Как только твоя команда теряет мяч, ты становишься первым защитником. Сэмми Ли как-то спросили, «кто был лучшим защитником «Ливерпуля?», Хансен, Лоуренсон….? Ну кто?
«Нет, - ответил он, - Иан Раш».
Многие нападающие наносят удар по воротам и считают, что на этом их миссия закончена. А хороший нападающий поворачивает голову на 180 градусов и думает: «Ага, сейчас они пойдут в атаку и вынуждены будут пройти мимо меня. А я тут же превращусь в защитника».
Нападающий должен иметь дополнительную пару глаз на затылке. Именно этому я учу людей в моей школе, Как только они научатся забивать голы и думают, что это очень просто, я говорю: «Стоп ребята… Вот вам следующий уровень. Посмотрим, как вы умеете защищаться».
Они в недоумении: «А с какой стати я должен защищаться?»
Но надо же понимать, что нападающий должен уметь защищаться. Форвард должен облегчать работу полузащитникам, полузащитники должны помогать защитникам, а уж защитникам сам Бог велел беречь вратаря.
А Ваша удивительная телепатическая связь с Далглишем на поле?
Хороший игрок – это, в том числе, и тот игрок, который быстро учится. Когда я впервые вышел играть вместе с Кенни Далглишем, то не мог даже подумать , что он способен отдать мяч именно туда, куда я думаю бежать. Но 2-3 раза он сделал именно так, и я был просто поражён….
Да что за фигня, подумал я … А может мне просто бежать не думая, а этот парень всё равно прокинет мяч именно туда, куда мне нужно? А со скоростью у меня проблем не было. Кенни довольно быстро понял это. Мы даже не очень-то много говорили об этом за пределами поля, но на поле для нас существовали такие вещи, которые были понятными и очевидными. Я знал, что будет удобно для Кенни, а Кенни отлично знал, что нужно мне.
Именно это помогало нам так хорошо работать в паре. Кенни даже не нужно было поднимать голову, чтобы искать, где я нахожусь, он просто посылал мяч в каком-то направлении, а я просто знал, что Кенни собирается отправить мяч именно туда. Защитники недоумевали: "Откуда он знал, что мяч попадёт именно туда?». Но мы-то вместе с Кенни знали…
Когда Кенни ушел в отставку, это было для Вас, как гром среди ясного неба, или Вы уже ожидали этого?
Я подозревал, что что-то не так, когда у него начались проблемы, за несколько месяцев до того. Но уход в отставку в качестве менеджера – это действительно было, как гром среди ясного неба.
У нас нормально шли дела в лиге, единственное, что тревожило – это 4 подряд ничьи с «Эвертоном». Это не давало нам покоя, и все ждали следующего сезона, чтобы наконец одолеть их.
Я думаю, никто не знает реальных причин ухода, кроме самого Кенни.
"Нет, потому что я думаю, что болельщики уважали меня. Я играл и старался в каждом матче. Я забил 32 гола в том сезоне, как всегда выкладывался на поле, ради «Ливерпуля». Я мог бы поберечь себя, чтобы избежать лишней травмы, но такое никогда не приходило мне в голову, потому что «Ливерпуль» много сделал для меня".